Информационно-аналитический портал об игорном бизнесе

Какое будущее ждёт ICO?

ICO-проекты в самом простом виде выглядят так:

  • Компания заявляет о запуске ICO-стартапа.
  • Инвесторы вкладывают деньги.
  • Компания выпускает токены и распределяет их между инвесторами, а также продаёт «на сторону».
  • Со временем токены растут в цене (по мере реализации проекта).
  • Рано или поздно, продав токены, инвестор получает деньги с прибылью (если всё прошло хорошо).

 

Вот только в последнее время опыт всё чаще показывает, что не все ICO-проекты завершаются хорошо.

И даже более того: основная их часть – явно неуспешна.

 

Кто дожил до 2018?

 

Статистика 2017 года показывает, что в течение него было запущено примерно 902 ICO-проекта по всему миру. Такие данные приводит аналитическое агентство TokenData.

  • Из этих 902 проектов 142 закрылись ещё на этапе сбора денег, то есть даже не начались.
  • Ещё в 276 организаторы просто сбежали с деньгами, и проект также завершился раньше, чем начался.
  • Из оставшихся 113 проектов замерли, так как крайне низкое количество участников и отсутствие роста их числа исключило всякую возможность успеха.

 

Если всё суммировать, то получится, что из 902 проектов лишь 389 счастливо добрались до конца 2017 года и до своей реализации. А это примерно 43%.

То есть, даже меньше половины.

Всё это, на первый взгляд, оказало очень негативный эффект, бросив тень на всю отрасль ICO-стартапов. Ведь если известно, что каждый второй представитель «бизнеса» – мошенник, то и с оставшимися работать обычно не очень-то хотят.

Однако 2018 год показал: инвесторы всё равно не разочаровываются в ICO-проектах, их вера в такие стартапы остаётся непоколебимой.

Либо же они просто не учатся на ошибках.

 

Объём растёт, успешность падает

 

Согласно исследованиям компании ICORating, в первом квартале 2018 года различные стартапы ICO привлекли суммарно $3.3 млрд.

Во втором квартале сумма ещё более значительная: $8.3 млрд.

Таким образом, за первое полугодие было собрано с помощью ICO более $10 млрд. (Для сравнения: годовой бюджет РФ примерно $240 млрд).

При этом статистика остаётся прежней: каждый второй проект «не выстрелил», число неуспешных стартапов – около 55%.

Интересно, что стартапов-неудачников во втором квартале стало ещё больше, чем в первом: примерно на 5%.

А вот объёмы привлечённых инвестиций при этом растут!

Несмотря на громадную цифру $8.3 млрд, подавляющее большинство стартапов не смогли привлечь более 500 000 долларов.

Из всего этого компания ICORating сделала несколько малоутешительных выводов:

  • Большинство проектов 2018 года принесли своим инвесторам убытки.
  • Количество ICO-проектов, приносящих убытки, составило в текущем году примерно 49-55%.
  • Потери тех, кому не повезло вложиться в убыточный проект, также составили около 50%. То есть, люди потеряли примерно половину.

 

При этом речь не идёт о тех стартапах, владельцы которых просто забрали деньги и сбежали – там потери, естественно, составляют 100%.

Всё это привело к тому, что, хотя объёмы инвестирования в ICO и растут, однако общий интерес к этому делу всё равно падает.

Эксперты ожидают (или хотели бы надеяться), что те стартапы, которые появятся в оставшуюся часть года, будут более успешными. Но гарантий этого всё равно нет.

 

Что гарантирует успешность ICO?

 

Успешных, как уже понятно, меньшинство. К примеру, проект PumaPay смог привлечь до мая 2018 года 117 млн долларов. PumaPay представляет собой решение для биллинга (проведения платежей), основанное на блокчейн-платформе.

Также в тройке наиболее успешных ICO-стартапов Flashmoni (платёжная платформа) и Hycon (автозапчасти).

Нетрудно заметить, что из тройки лидеров двое относятся к финансовой сфере. Статистика говорит о том же: около 87% успешных ICO-проектов принадлежат именно к финансовой сфере. Кроме того, наиболее выигрышные области такие:

  • Игры.
  • Инвестирование.
  • Соцсети.
  • Любые проекты, использующие блокчейн.

 

Теоретически реализовать ICO можно в любой области деятельности. В этом году уже появлялись стартапы, запущенные компаниями самых разных отраслей, в том числе в России. Но с цифрами спорить трудно: почти все удачные ICO – это финансы. Шанс того, что успеха добьётся компания, занимающаяся чем-то иным, исчезающе небольшой.

Ещё одной подсказкой для инвесторов, подумывающих, а не вложиться ли в ICO, может стать оценка текущего состояния проекта. Если он находится на стадии «подготовки к началу реализации», то есть на уровне идеи (нулевая отметка), то вероятность полноценной реализации и возврата своих средств тоже самая минимальная.

А вот если у компании уже есть и налаженное производство, и репутация, и поток клиентов, а также большой опыт работы, то шансы на успех заметно возрастают.

Ещё очень важно оценить продукт, который компания планирует выпустить. Согласно всё тем же исследованиям, рабочий продукт, который востребован рынком и людьми, из всех стартаперов предлагало не более 15%.

Ну и наконец. В отличие от криптовалют, ICO-токены обычно предполагают централизованный майнинг (компания-эмитент производит токены единолично, больше к этому никто не имеет доступа). Так вот, из проектов, которые предлагали децентрализованный майнинг (по сути, создание криптовалюты), успеха не добился ни один.

Возможно, такая цель изначально и не ставилась.

Лидерами по выпуску ICO-2018 стали следующие страны:

  • США – наибольшее число стартапов (70 на общую сумму $395 млн).
  • Сингапур – наибольший объём стартапов (около 30 на общую сумму $575 млн).

 

 

Об акциях и ответственности

 

Исследователи из компании Fabric Ventures and Tokendata заявляют, что наибольшее количество до сих пор живущих ICO-проектов приходится на те, что были запущены ещё в 2017 году. То есть, именно тогда, когда произошёл криптовалютный бум, а Биткоин побил все рекорды по росту своей цены.

Теперь же значительная часть ICO-стартапов делает акцент на так называемых utility-токенах.

Что представляет собой стандартный utility-токен?

  • Позволяет привлекать деньги инвесторов.
  • Даёт последним возможность получить в будущем доступ к прибыли или продукту компании.

 

А чем же, спросите вы, utility-токены отличаются от акций? По словам председателя американской комиссии по ценным бумагам (SEC) Джея Клентона - совершенно ничем!

«Можете называть их коинами или как-то еще, но если что-то функционирует как акция, то это акция», – отметил он. И добавил: все токены, которые проанализировала комиссия, в итоге оказались фактическими акциями.

Почему не напечатать обычные акции вместо выпуска ICO? Причина тоже очевидно: компаниям не хочется связываться с бумажной работой, бюрократией. А ещё больше – с ответственностью за свои ценные бумаги. Ведь чтобы выпустить собственные акции, потребуется прохождение множества проверок, соблюдение всех без исключения правил государственных финансовых регуляторов. С токенами же всё намного проще: запустил рекламу, привлёк средства, а дальше – по обстоятельствам.

Некоторые компании выбирают «промежуточный вариант»: с одной стороны, не идут по официальному пути эмиссии акций, с другой – составляют подробные white paper с расчётом стоимость каждого токена на этапе его выпуска и через определённое время. Но этот путь, строго говоря, тоже нелегальный, потому что не подразумевает никакой ответственности.

Всё, что предлагается инвестору взамен его денег – посулы и обещания, намёки на то, что в будущем цена его токенов вырастет в сотни раз.

Однако очевидно, что посулы и обещания – основная валюта мошенников.

 

Спасут ли ICO security-токены?

 

Security-токены – это те токены, которые приходят на смену utility. Первой страной, где они появились, стали также Соединённые Штаты.

Security-токены – надежда ICO на возрождение доверия инвесторов, которое было заметно подорвано токенами поколения utility.

Знающие английский уже поняли, что utility обещают клиенту пользу, например прибыль. Но ключевое слово здесь «обещают».

Security же делают ставку на безопасность.

Та же комиссия SEC ещё год назад постановила, что эмитенты токенов нового поколения обязаны регистрировать их точно таким же образом, как свои акции или иные ценные бумаги.

В то же время, и компании сегодня начинают разворачиваться в сторону инвесторов. Многие приходят к выводу, что лучше всего – честно сказать, для чего компании ICO. Если данный стартап преследует единственную цель привлечения средств на развитие или нужды предприятия, то многие инвесторы охотно вложатся в это, ожидая в дальнейшем выплат. В данном случае сами токены не играют никакой особой роли, ведь суть контракта- предоставление инвестором денег компании в обмен на часть прибыли, и третьи лица тут совершенно не нужны.

А вот вариант utiliity-токенов предполагает, что инвестор со временем сможет выгодно продать свои токены на бирже сторонним лицам, и случится это после того, как токены, которые сейчас, возможно, не стоят вообще ничего, резко поднимутся в цене.

В настоящее время по пути выпуска именно security-токенов, открыто называя их акциями, пошли несколько компаний. Например, компании Tzero, Kodak и Polymath, из которых две занимаются финансами, одна – фотографией. Есть вероятность, что такие проекты помогут вернуть доверие к ICO, в первую очередь благодаря обязательному регулированию, без которого немыслимо полноценное доверие инвесторов.

Кстати, за текущий год в Конгрессе США уже несколько раз говорилось о том, что урегулировать криптовалютную сферу (и в том числе ICO), нужно как можно быстрее, чтобы не отстать от жизни и от других стран.

Но вот когда и как это будет сделано, до сих пор никто не конкретизировал.

©2017 igorka.ru
При использовании материалов сайта igorka.ru на сторонних ресурсах обязательно наличие гиперссылки на страницу исходной статьи и указанием авторства igorka.ru